Содержание
Порой обстоятельства складываются не лучшим образом и денег не хватает, чтобы исполнять свои обязательства перед банком.
Если вы оформили денежный заем и длительное время не вносите платежи, банк вправе перепродать ваш долг коллекторскому бюро. Это чревато крайне неприятными последствиями: взыскатели не дадут вам спокойно жить, бесконечно названивая днем и ночью с требованиями погасить долг. Чтобы приструнить коллекторов, необходимо знать, сколько раз в сутки и в какой промежуток времени они вправе вам звонить.
Полномочия коллекторов
В июле 2016 г. был принят Федеральный закон № 230-ФЗ, который установил четкий перечень полномочий сотрудников коллекторских агентств. Они могут:
- встречаться с заемщиком лично;
- проводить с ним переговоры по телефону;
- направлять письменные требования о погашении долга.
Взыскатели также вправе общаться с членами семьи заемщика или с другими близкими ему лицами, но лишь при одновременном соблюдении двух условий: при наличии письменного согласия должника и отсутствии возражений против такого взаимодействия со стороны указанных лиц.
Полномочия коллекторов строго ограничен рамками закона.
Когда могут звонить коллекторы?
Законодатель установил и правила общения взыскателя с должником:
- в начале разговора коллектор обязан сообщить свои Ф.И.О, данные кредитора и наименование коллекторского агентства, в котором он работает;
- звонить можно только в определенный промежуток времени: в будни — с 8 утра до 10 вечера, в праздники и выходные дни — с 9 утра до 8 вечера;
- количество телефонных звонков не может превышать 1 в сутки, 2 в неделю и 8 в месяц;
- личные встречи можно проводить 1 раз в месяц.
Звонить разрешается только по месту проживания должника и с учетом времени в его часовом поясе.
Коллекторы не имеют права звонить вам чаще двух раз в неделю.
Неправомерными считаются следующие телефонные звонки коллекторов:
- более двух раз в сутки;
- ночью;
- родственникам или друзьям заемщика, если они не давали согласия на общение;
- работодателю;
- если в разговоре звучат угрозы или откровенное вымогательство денег.
Если коллекторы переходят границы дозволенного, можно привлечь их к ответственности.
Как правильно разговаривать с коллекторами?
Если вам звонят с незнакомого номера и вы подозреваете, что это коллекторы, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
- Попросите звонящего представиться
Необходимо выяснить, кто и зачем вас беспокоит. Это исключит вероятность происков мошенников и позволит понять, какие полномочия имеет оппонент.
- Запишите беседу на диктофон
Обязательно фиксируйте переговоры с взыскателями на диктофон. Только так вы сможете доказать нарушение своих прав в случае звонков в запрещенное время или угроз в ваш адрес. В процессе разговора будьте максимально вежливы — не провоцируете коллектора на грубость и сами и не поддавайтесь на провокации.
Предупредите коллектора о записи разговора.
- Отмечайте время телефонных звонков
Если коллекторы не соблюдают правила взаимодействия с клиентом, можно привлечь их за хулиганство.
- Обратитесь к правоохранителям
Если коллекторы угрожают причинить вам вред, откровенно вымогают деньги или звонят сутками без перерыва, обратитесь в ближайшее отделение МВД с заявлениями по факту преступлений по ст. 119 или ст. 163 УК РФ.
Не рассказывайте коллекторам свои личные данные, а также данные членов своей семьи.
Что делать, если коллекторы нарушают закон?
В подобной ситуации вы вправе отказаться от взаимодействия с коллекторским бюро. Но сделать это можно не ранее, чем через 4 месяца со дня возникновения просрочки по кредитному договору. Ходатайство нужно направить непосредственно в коллекторское агентство. Лучше послать его заказным письмом с уведомлением о вручении, чтобы иметь на руках доказательства извещения коллекторов.
Заручитесь письменными доказательствами обращения к коллекторам.
Получив ваше заявление, взыскатели обязаны прекратить любое взаимодействие с вами по собственной инициативе. Если коллекторы никак не угомонятся, придется принимать более жесткие меры. В зависимости от вида допущенного нарушения, жалобу можно подать в следующие инстанции:
- Федеральная служба судебных приставов
ФССП осуществляет общий надзор за коллекторской деятельностью. Если взыскатели грубят или звонят вам по ночам, этот госорган сможет привлечь их к дисциплинарной ответственности.
- НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств)
Это своего рода СРО коллекторов, которая может привлечь недобросовестное бюро по «выбиванию» долгов к материальной ответственности.
- Полиция или Прокуратура
Сюда нужно обращаться в случае, если коллекторы угрожают вам причинением физического или имущественного ущерба, либо нарушают звонками ваше право на сон и здоровый отдых.
- Роскомнадзор
Если взыскатели допустили нарушение при работе с персональными данными должника (к примеру, выложили их на сайте), данный орган может привлечь их к административной ответственности.
Как составить жалобу на коллекторов?
Жалобу можно составить в свободной форме, но обязательно укажите в ней следующие сведения:
- наименование учреждения, в которое вы ее направляете;
- ваши личные данные (Ф.И.О., адрес, телефон для связи);
- конкретные факты нарушения ваших прав;
- ссылки на соответствующие нормативно-правовые акты;
- просьбу разобраться в ситуации, провести проверку и уведомить вас о ее результатах;
- список документов, подтверждающих ваши слова;
- дату и подпись.
Если вы подвергаетесь систематическому прессингу со стороны сотрудников коллекторского бюро, обратитесь за помощью к грамотному юристу. Специалист найдет рычаги воздействия на чересчур назойливых взыскателей.