Содержание
Многие коллекторские бюро прибегают к откровенно незаконным методам «выколачивания» долгов.
Они могут угрожать должнику физической расправой, распространением порочащих сведений и другим малоприятными вещами. Как же защитить себя от взыскателей, которые переходят все границы дозволенного?
Какой закон регулирует деятельность коллекторов?
До 2016 года деятельность коллекторских бюро практически никак не регулировалась. Ключевой нормой, на которую опирались взыскатели, являлась ст. 24 ГК РФ. Она определяет процедуру перехода права на взыскание задолженности от кредитной организации к коллекторскому агентству.
Но все изменилось с введением Федерального закона № 230-ФЗ, который определил четкий перечень их прав и обязанностей.
Кроме того, теперь деятельность коллекторских агентств требует обязательного государственного лицензирования. Это означает, что компания должна иметь соответствующее разрешение на взыскание задолженности. Обязательным является и ее внесение в специальный реестр коллекторских организаций.
До 2016 года взыскатели могли «выбивать» долги, как им вздумается.
Полномочия коллекторов
Права взыскателей перечислены в ст. 4 Закона № 230-ФЗ — они могут встречаться с заемщиком лично, проводить с ним переговоры по телефону или направлять письма с требованием о погашении долга.
На осуществление других видов взаимодействия коллектор должен получить личное согласие должника.
Взыскатель может общаться с членами семьи заемщика или с третьими лицами, имеющими к нему непосредственное отношение, только при одновременном соблюдении двух обязательных условий:
- наличие письменного разрешения должника;
- данные лица не имеют возражений против такого общения.
Помимо этого, существует несколько категорий граждан, которым коллекторы не имеют права ни звонить, ни встречаться с ними лично. К ним относятся банкроты, недееспособные лица, пациенты медицинских учреждений и несовершеннолетние дети.
Их статус необходимо подтвердить документально. В противном случае коллекторы имеют полное право звонить указанным гражданам или проводить личные встречи.
Коллекторы не могут приходить к вам в дом, когда им вздумается.
Обязанности коллекторов
Закон устанавливает следующие ограничения для взыскателя при контакте с должником:
- звонить можно только в определенный промежуток времени: в будни — с 8 утра до 10 вечера, в праздники и выходные — с 9 утра до 8 вечера;
- число телефонных звонков не может превышать 1 раз в сутки, 2 раза в неделю и 8 раз в месяц;
- личные встречи можно проводить только 1 раз в месяц.
Учтите, что в начале разговора взыскатель обязан сообщить вам свои Ф.И.О и данные кредитора (наименование и организационно-правовую форму компании).
Коллекторы не имеют права звонить вам чаще двух раз в неделю.
Какие действия запрещены коллекторам?
В процессе взаимодействия с должником взыскателям запрещается:
- использовать меры физического воздействия или высказывать угрозы их применения;
- портить имущество или угрожать его порчей;
- давить на заемщика психологически, словесно унижая его честь и достоинство;
- обманывать человека относительно суммы его задолженности, стадии, на которой находится дело, отношения кредитора к органам государственной власти и др.
Коллекторам запрещено угрожать, применять силу или вводить клиента в заблуждение.
Что делать, если вам угрожают коллекторы?
Если взыскатели нарушают закон, вам нужно придерживаться следующего алгоритма действий:
- Попросить звонящего представиться
Если вам поступил телефонный звонок от коллектора, нужно попросить абонента назвать свое Ф.И.О. и наименование организации, от имени которой он вам звонит.
- Сохранить доказательства
Запишите на диктофон телефонные переговоры и не выбрасывайте письма, в которых коллекторы угрожают вам физической расправой или порчей имущества. Это позволит вам привлечь нарушителей к уголовной ответственности.
- Напишите жалобу
Имея на руках все необходимые улики, можно смело составить на коллектора жалобу и направить ее в соответствующие органы.
Собирайте доказательства и пишите жалобу на действия коллекторов.
Куда обратиться с жалобой на действия коллекторов?
В зависимости от вида допущенного коллекторами нарушения, жалобу можно подать в следующие инстанции:
- Федеральная служба судебных приставов
ФССП осуществляет общий надзор за коллекторской деятельностью. Если взыскатели грубят или звонят вам по ночам, этот госорган сможет привлечь их к дисциплинарной ответственности.
- НАПКА (национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств)
Это своего рода СРО коллекторов. Данная организация может привлечь недобросовестное бюро по «выбиванию» долгов к материальной ответственности.
- Полиция или Следственный комитет
Сюда нужно обращаться в случае, если коллекторы угрожают вам причинением физического или имущественного ущерба.
- Роскомнадзор
Если взыскатели допустили нарушение при работе с персональными данными должника (к примеру, выложили их на сайте), данный орган может привлечь их к административной ответственности.
Скачать образец заявления в полицию на коллекторов
Правовая защита должников
К наиболее распространенным способам юридической защиты от недобросовестных коллекторов можно отнести:
- обращение в суд с исковым требованием о признании кредитного договора ничтожным;
- обжалование неправомерных действий коллекторов в уполномоченных органах;
- реструктуризация задолженности;
- расторжение договора займа вследствие нарушения кредитором законодательных норм.
Большинство проблем с просроченными долгами решаются через суд.
Как правило, рядовые граждане юридически не «подкованы» и не могут оградить себя от недобросовестных коллекторов. Поэтому грамотно решить проблему позволит консультация опытного адвоката. Специалист тщательно проанализирует все материалы дела и поможет разработать оптимальный алгоритм действий.